Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Общеобразовательная школа №36 начального и основного общего образования"

Адрес299044, Российская Федерация, Город Севастополь, Севастополь, Хмельницкое, Сумская, 19

Контакты администрации +7 (8692) 63-80-51 gboushkola36@sev.gov.ru

Биология

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание прежнее – урок биологии в понедельник. В этот день я буду публиковать материалы для просмотра и задания для самостоятельной работы. Контакты для связи: e-mail naidanova.olga@yandex.ua, телефон и viber +7 978 74 27 646. При обратной связи следует указывать класс и фамилию.

Планирование уроков IV четверти:

06.04.2020 – Класс Земноводные. Строение и среда обитания. Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение.

13.04.2020 – Класс Птицы. Внешнее, внутреннее строение. Разнообразие птиц. Л.Р. №21 «Изучение внешнего строения птицы»

20.04.2020 – Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение.

27.04.2020 – Доказательства эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными.

Класс Земноводные. Строение и среда обитания. Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение. 06.04.2020

Темы в учебнике "Биология - 7" - #51, стр. 196 - 199; #52, стр. 200 - 203.

Класс Птицы. Внешнее, внутреннее строение. Разнообразие птиц. Л.Р. №21 «Изучение внешнего строения птицы». 13.04.2020

Темы в учебнике "Биология - 7" - # 53, стр 204 - 207, #64, стр. 208 - 211.

Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение. 20.04.2020

Учебник "Биология - 7", #55, стр. 212 - 215; #56, стр. 216 - 219; #57, стр. 220 - 223.

Доказательства эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными. 27.04.2020

Учебник "Биология - 7", #58, стр. 226 - 229; #59, стр. 230 - 231.

Охрана растительного и животного мира. 18.05.2020

Учебник "Биология - 7", #60, стр. 232 - 233.

Класс Земноводные. Строение и среда обитания. Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение.

Сегодня вам предстоит самостоятельно познакомиться с классами Земноводные и Пресмыкающиеся, используя учебник.

Что нужно узнать при чтении

Класс Земноводные

  1. От каких животных в эволюционном отношении земноводные произошли?
  2. При помощи каких органов дышат земноводные?
  3. Какие особенности характерны для земноводных?
  4. Что появляется у земноводных в связи с выходом на сушу?

Класс Пресмыкающиеся

  1. Перечислить представителей данного класса.
  2. При помощи чего дышат пресмыкающиеся?
  3. Чем покрыты яйца пресмыкающихся?
  4. Какие характерные черты пресмыкающихся?
  5. Из какого количества камер состоит сердце?
  6. Почему древние пресмыкающиеся вытеснили древних земноводных?
  7. Какой фактор среды оказывает существенное влияние на распространение пресмыкающихся?
  8. Кого считают предками пресмыкающихся?

Посмотреть дополнительно по теме

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12938572153517006181&text=инфоурок+земноводные+7+класс

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18259440103104769659&text=инфоурок+пресмыкающиеся+7+класс

Для закрепления полученных знаний:

1. Законспектировать параграфы.

2. Подготовить (устно) ответы на вопросы в конце параграфов.

Класс Птицы. Внешнее, внутреннее строение. Разнообразие птиц. Л.Р. №21 «Изучение внешнего строения птицы».

Сегодня вы будете самостоятельно знакомиться с классом Птицы - первыми теплокровными организмами в эволюции животных. Тема хоть и сложная, но очень интересная. Из материала параграфа вы сможете узнать об особенностях строения и жизнедеятельности этих удивительных животных, покоривших воздушный океан. Именно из-за их среды обитания птицы выделяются целым рядом особенностей.

Что вы узнаете нового

Птицы произошли от рептилий в триасе, поэтому имеют много сходных морфологических признаков:

  • наличие роговых чешуек в роговом покрове клюва и на пальцах задних конечностей;
  • практически полное отсутствие кожных желез;
  • подобный набор костей;
  • ребра;
  • сходная схема кровеносной системы;
  • подобное строение выделительной, половой системы и эмбриональное развитие.

Птицы обладают многообразными специфическими чертами строения:

  • тело покрыто перьями, основная функция которых – теплоизоляция, а также обеспечивающих обтекаемость тела;
  • перья участвуют в образовании несущих плоскостей в полете – крыльев и хвоста;
  • изменения в строении плечевого пояса и верхних конечностей в связи с полетом, тазового пояса и задних конечностей с возможностью двуногого передвижения по субстрату и плавания;
  • увеличена прочность костей за счет их пневматизации;
  • гетероцельный тип позвонков позволил значительно повысить подвижность шеи и головы;
  • сформирован клюв.

У птиц наблюдается интенсификация органов зрения и слуха. Усилившееся развитие головного мозга значительно расширило способность ориентировки в пространстве, усложнило поведение, улучшило координацию движений, позволило выработке сложных условных рефлексов на фоне индивидуального опыта.

Видеоматериалы по теме

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1594412878660054553&from=tabbar&parent-reqid=1586588214673860-746459927701483218800324-production-app-host-vla-web-yp-342&text=особенности+класса+птицы

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4630987158935133093&text=многообразие+птиц

Для закрепления полученных знаний

  1. Прочитать материал параграфов
  2. Выписать особенности внутреннего строения птиц
  3. Выполнить лабораторную работу №21, сделать вывод

l_r_7.1.jpg

l_r_7.2.jpg

20.04.2020   Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение.

Что важно понять и запомнить

Особенности строения млекопитающих

Строение млекопитающих

Особенности строения млекопитающих

Функции

Покровы тела

- кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы);

- волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже);

- когти, ногти или копыта на концах пальцев

Защита

Скелет

1. Череп (мозговая часть и лицевая)

2. Позвоночник - 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста)

3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы)

4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей)

5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни)

1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи

2. Опора тела.

3. Связь передних конечностей с позвоночником.

4. Связь задних конечностей с позвоночником

Мышцы

Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей.

Осуществление различных движений

Пищеварительная система

Ротовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) --» глотка --> пищевод --> желудок --» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) --» анальное отверстие.

Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь

Дыхательная система

Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.

Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

Обмен веществ клеток с кровью.

Выделение

Почки (по одной с каждой стороны тела) --» мочеточники (от каждой почки) --» мочевой пузырь (один) --» мочеиспускательный канал.

Удаление избытка воды и продуктов распада

Нервная система

1. Головной мозг - на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)

2. Спинной мозг.

3. Нервы.

Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного.

Поведение

Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды

Размножение

Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе - матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину).

Беременность - процесс внутриутробного развития зародыша.

Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко - смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу).

Проявляют заботу о потомстве.

 

На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих


внутренне строение млекопитающих рисунок

Видеоматериалы по теме

https://www.youtube.com/watch?v=g9X9G2cBQe0

https://www.youtube.com/watch?v=uLJ8_3A0nkw

https://www.youtube.com/watch?v=qgLZEJGb9RA

Для закрепления материала

  1. Прочитать параграфы
  2. Уметь отвечать на вопросы параграфов (устно)
  3. Перенести перечень основных особенностей класса Млекопитающие, приведенный ниже, в тетрадь

27.04.2020 Доказательства эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными.

Что вы узнаете нового

    Доказательства эволюции:
  • сравнительно-анатомические;
  • эмбриологические;
  • палеонтологические;
  • биогеографические.

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

ЭРА (ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В МЛН ЛЕТ)НАЧАЛО (МЛН ЛЕТ НАЗАД)ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И СРЕДЫРАСТИТЕЛЬНЫЙ МИРЖИВОТНЫЙ МИР
Кайнозойская (эра новой жизни), 66+31,5-2 (Антропоген)Смены потеплений и похолоданий. Крупные оледенения в средних широтах Сев. полушария.Появление и развитие человека. Современный животный мир.Формирование ныне существующих растительных сообществ.
25±2 (Неоген)Установление равномерного теплого климата.В морях большое разнообразие кораллов, моллюсков. Широкое распространение костистых рыб. Вымирание многих головоногих моллюсков. Появляются многие отряды млекопитающих, в т.ч. приматы. Широкая дивергенция птиц. Расцвет насекомых.Господство покрытосеменных. Состав флоры близок к современному. Появляются тайга и тундра.
66±3 (Палеоген)Интенсивное горообразование.
Мезозойская (эра средней жизни), 165136±5 (Меловой период)Во многих районах Земли похолодание климата.Появление настоящих птиц, плацентарных и сумчатых млекопитающих. В морях преобладание костистых рыб. Вымирание крупных рептилий. Расцвет насекомых.Резкое сокращение численности папоротников и голосеменных. Появление первых покрытосеменных растений.
190-195±5 (Юрский период)Климат вначале влажный, затем становится засушливым в области экватора. Движение континентов. Образование Атлантического океана.В океане - появление новых групп моллюсков,в т.ч. головоногих. Господство пресмыкающихся. Появление первоптиц.Широкое распространение папоротников, голосеменных.
230±10 (Триасовый период)Ослабление климатической зональности, сглаживание температурных различий. Начало движения материков.Начало века динозавров, появление черепах, крокодилов, первых млекопитающих, настоящих костистых рыб.Распространены папоротниковидные, хвощевидные, плауновидные. Вымирание семенных папоротников.
Палеозойская (эра древней жизни), 340±10280±10 (Пермский период)Резкая зональность климата. Отступление морей, появление полузамкнутых водоемов.Быстрое развитие пресмыкающихся, возникновение звероподобных ящеров. Вымирание трилобитов, сокращение числа отрядов беспозвоночных и ряда позвоночных.Вымирание древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Распространение хвойных в Северном полушарии.
345±10 (Каменноугольный период)Всемирное распространение лесных болот. Теплый влажный климат. Обширное оледенение южных континентов в конце периода. Активное горообразование.Широкое распространение фораминифер, кораллов, моллюсков, расцвет земноводных, появление первых пресмыкающихся, летающих насекомых.Преобладание споровых растений, появление первых хвойных. В болотах и прибрежных местах морей накапливалось большое количество растительных остатков, образование каменного угля.
400±10 (Девонский период)Смена сухих и дождливых сезонов. Оледенение на территории современной Юж. Америки и Юж. Африки.Появление рыб всех крупных систематических групп. Освоение суши пауками, клещами и другими членистоногими, первыми позвоночными стегоцефалами.Развитие, а затем вымирание псилофитов. Появление плановидных, хвощевидных, папоротниковидных, первых семенных папоротников. Возникновение грибов.
435±10 (Силурийский период)Вначале сухой климат, затем влажный с постепенным потеплением. Интенсивное горообразование.Многообразие кораллов и трилобитов. Появление первых древнейших рыб, первых дышащих атмосферным воздухом наземных животных - скорпионов. Вымирание некоторых групп кораллов.Выход растений на сушу - появление псилофитов.
490±10 (Ордовикский период)Равномерно умеренный влажный климат с постепенным повышением средней температуры. Вначале большая часть суши занята морем.Появление первых позвоночных - бесчелюстных рыб. Господство трилобитов, иглокожих.Разнообразие водорослей.
570±20 (Кембрийский период)Оледенение сменяется умеренно влажным, а затем сухим теплым климатом.Расцвет морских беспозвоночных, появление организмов с минерализованным скелетом.Возникновение многоклеточных водорослей.
Протерозойская (эра ранней жизни), 20002600±100Поверхность планеты - голая пустыня. Климат холодный, частые оледенения. В конце эры атмосфера содержала до 1% свободного кислорода.Возникновение всех типов беспозвоночных животных.Преимущественно одноклеточные зеленые водоросли.
Архейская (эра зарождения жизни), 9003500Извержения вулканов. Большая часть суши - мелководное море. Развитие кислородсодержащей атмосферы.Возникновение жизни на Земле.Обнаружены остатки анаэробных предшественников синезеленых водорослей, зеленых одноклеточных водорослей, бактерий.

 

Эволюция растений: • постепенный переход к доминирующему положению спорофита над гаметофитом в цикле развития;
• выход на сушу, дифференциация тела на органы (корень, стебель, лист) и дифференциация тканей (проводящие, механические, покровные);
• переход от наружного оплодотворения к внутреннему;
• возникновение цветка и двойного оплодотворения; возникновение семян, содержащих запах питательных веществ и защищенных от воздействия неблагоприятных условий среды семенными покровами (и стенками околоплодника у покрытосеменных);
• совершенствование органов размножения и перекрестного оплодотворения у покрытосеменных параллельно с эволюцией насекомых; возникновение разнообразных способов распространения плодов и семян.

Эволюция животных:
• прогрессивное развитие многоклеточности и, как следствие, специализация тканей и всех систем органов;
• свободный образ жизни, который определил выработку различных механизмов поведении, а также относительную независимость онтогенеза от колебаний факторов окружающей среды;
• возникновение твердого скелета- наружного у некоторых беспозвоночных (членистоногие) и внутреннего у хордовых;
• прогрессивное развитие нервной системы, которое стало основой для возникновения условно-рефлекторной деятельности.

Видеоматериал по теме

https://www.youtube.com/watch?v=lqH2DeS54Js

Для закрепления полученных знаний

1.Прочитать параграфы

2.Подготовить ответы (устно) на вопросы параграфов

3.Творческое задание:

  1. Придумайте название животного (картинка ниже)
  2. Как вы думаете - какое современное животное состоит с ним в родстве?
  3. Попробуйте описать характер, способ питания, образ жизни и среду обитания этого животного (исходя из особенностей внешнего вида)
  4. Как вы думаете, почему эти животные вымерли?

18.05.2020 Охрана растительного и животного мира.

Охрана растительного и животного мира является в настоящее время важным и актуальным вопросом. Проблема появляется в связи с хозяйственной деятельностью человека: вырубанием лесов, добычей морепродуктов, охотой на птиц, зверей. Подобные действия негативно отражаются на состоянии природных биоценозов, истощаются биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира — это серьезная задача, решать которую человечеству необходимо уже сегодня. 

Биоразнообразие — это не просто условие существования атмосферы Земли, но и важный ресурс техносферы. Деградация природной среды, разрушения биоценозов, загрязнения — все это приводит к ежегодному исчезновению порядка 10-15 тысяч биологических видов, в частности низших форм. 

Видеоматериал по теме урока

https://www.youtube.com/watch?v=QqNW7kFQKNs

Для закрепления полученных знаний

  1. Прочитать параграф.
  2. Ответить на вопросы параграфа (устно).