Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Общеобразовательная школа №36 начального и основного общего образования"

Адрес299044, Российская Федерация, Город Севастополь, Севастополь, Хмельницкое, Сумская, 19

Контакты администрации +7 (8692) 63-80-51 gboushkola36@sev.gov.ru

Биология

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание прежнее – урок биологии в понедельник. В этот день я буду публиковать материалы для просмотра и задания для самостоятельной работы. Контакты для связи: e-mail naidanova.olga@yandex.ua, телефон и viber +7 978 74 27 646. При обратной связи следует указывать класс и фамилию.

Планирование уроков IV четверти:

06.04.2020 – 1) Слуховой анализатор. Л.Р. №10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов». Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

                         2) Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы.

13.04.2020 – 1) Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Память и обучение.

                        2) Врожденное и приобретенное поведение.  

20.04.2020 – 1) Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека.

                         2) Обобщение материала по теме «Психика и поведение человека».

27.04.2020 – 1) Особенности размножения человека. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Беременность и роды.

                        2) Рост и развитие ребенка после рождения. Л.Р. №11 «Измерение массы и роста тела организма».

06.04.2020 1) Слуховой анализатор. Л.Р. №10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов». Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

                    2) Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы.

Темы в учебнике - # 46 - 47, стр. 198 - 201; # 48, стр. 202 -  203.

13.04.2020  1) Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Память и обучение.

                      2) Врожденное и приобретенное поведение.  

Темы в учебнике - # 49, стр. 206 - 209; # 50, стр. 210 - 212; # 51, стр. 214 - 215.

20.04.2020 – 1) Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека.

                        2) Обобщение материала по теме «Психика и поведение человека».

Темы в учебнике - # 52, стр. 216 - 217; # 53, стр. 218 - 222.

27.04.2020 – 1) Особенности размножения человека. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Беременность и роды.

                        2) Рост и развитие ребенка после рождения. Л.Р. №11 «Измерение массы и роста тела организма».

Темы в учебнике - # 54, стр. 224 - 225; # 55, стр. 226 - 229; # 56, стр. 230 - 233; # 57, стр. 234 - 237.

18.05.2020.   1) Социальная и природная среда человека.

                       2) Окружающая среда и здоровье человека. 

Темы в учебнике - # 58, стр. 240 - 243; # 5, стр. 244 - 247.

Сегодня вам предстоит самостоятельно ознакомиться со следующими темами:

1) Слуховой анализатор. Л.Р. №10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов». Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

2) Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы.

Учебник "Биология - 8" - # 46 - 47, стр. 198 - 201; # 48, стр. 202 -  203.

Что нужно узнать при чтении

Тема 1: Слуховой анализатор. Л.Р. №10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов». Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

  1. Из его состоит слуховой анализатор?
  2. Каково строение органа слуха? Из каких частей состоит?
  3. Опишите механизм работы слухового анализатора.
  4. Каковы основные правила гигиены слуха?
  5. Какова функция вестибулярного анализатора?
  6. Опишите его строение.
  7. Что такое осязание?

Тема 2: Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы.

  1. Строение и функции вкусового анализатора.
  2. От чего зависит ощущение запаха?
  3. Зачем человеку чувство боли?

Дополнительные материалы

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8433127808992719860&text=слуховой+анализатор+класс

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10644031091568919343&text=вкусовой++анализатор+8+класс

Дя закрепления полученных знаний:

  1. Законспектировать параграфы # 46 - 48.
  2. Подготовить ответы (устно) на вопросы параграфов.
  3. Выполнить лабораторную работу:

а) Зарисовать орган зрения, подписать его части;

б) Заполнить табличку

Часть органа слуха Особенности строения Функции
Наружное ухо    
Среднее ухо    
Внутреннее ухо    

в) Сделать вывод.

13.04.2020  1) Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Память и обучение.

                 2) Врожденное и приобретенное поведение.  

Сегодня для самостоятельного изучения по учебнику "Биология - 8" вам предлагаются темы, относящиеся к новому, очень интересному разделу "Биологии человека" - "Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность".

Темы в учебнике - # 49, стр. 206 - 209; # 50, стр. 210 - 212; # 51, стр. 214 - 215.

Тема 1. Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Память и обучение. 

Что вы узнаете нового

  1. Чем человек отличается от других живых организмов?

ris_9.jpg

2. Что такое первая и вторая сигнальные системы.

3. Что такое мышление.

4. Что такое сознание.

5. Значение памяти в жизни человека.

6. Механизм образования памяти.

Видеоматериалы по теме

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6504917551028540759&from=tabbar&parent-reqid=1586601499435230-1138370245595786450600274-production-app-host-vla-web-yp-178&text=урок+высшая+нервная+деятельность

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12469883228818107885&reqid=1586603532961827-91797401978065488803232-sas1-9134-V&suggest_reqid=597171209154657910235507521368436&text=память+инфоурок

Для закрепления материала ответьте (письменно) на вопросы:

  1. Новорождённый ребёнок, когда его первый раз прикладывают к груди, сразу начинает производить сосательные движения. Какой у малыша это рефлекс: безусловный или условный?
  2. Проблема. Ребёнок в возрасте до года попал в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьётся ли у него мышление?
  3. Слову свойственна обобщающая функция. Объясните, в чём заключается смысл слов «гроза», «мебель».
  4. С точки зрения рефлекторной теории: почему собака при виде в руках хозяина поводка бежит к двери.
  5. Будет ли выделяться слюна у человека при виде апельсина, который он увидел первый раз в жизни
  6. Почему ребёнок, который получил ожог, стал подальше держаться от огня?
  7. Почему водитель машины, если ему сказать: «Впереди яма», тормозит, хотя яму он не видит?

Тема 2. Врожденное и приобретенное поведение.  

Что вы узнаете нового

  1. Что такое инстинкт.
  2. Какова роль запечатления у животных и человека.
  3. Что такое "Программы приобретенного поведения" и на основе чего они строятся.

Для закрепления полученных знаний

  1. Прочтите параграф.
  2. Ответьте на вопросы (письменно).
  3.    Что такое поведение?
    2.    Какие бывают типы поведения?
    3.    Что является основой формирования поведения?


    Согласны ли Вы с выражением:
    1.    Поведение новорожденных базируется на условных рефлексах.
    2.    Повлиять на поведение собак не возможно, ведь человек не может изменить животное.
    3.    Инстинкты не влияют на поведение.

 

20.04.2020 – 1) Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека.

                         2) Обобщение материала по теме «Психика и поведение человека».

Тема 1. Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека.

Что нужно понять и запомнить

Сон  – состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой. Наступление состояния сна связано с угнетением восходящих влияний ретикулярной формации. В норме продолжительность сна составляет 7—8 часов.

Сон и бодрствование – это проявление суточных ритмов. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.

В соответствии с этими функциями сна различают:

глубокий (медленноволновый)

поверхностный (быстроволновый) сны.

Человек видит сны во время быстрого сна. В это время можно наблюдать повышенную активность мозга, движения глазных яблок, иногда спящий начинает говорить. Эта фаза возникает примерно через каждые полтора часа и длится 15—20 мин. Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга понижается. Дыхание и частота сердечных сокращений замедляется. Таким образом, сон представляет собой периодическую смену различных функциональных состояний мозга. В регуляции сна важная роль принадлежит гормонам – норадреналину и серотонину.

Сновидения – своеобразное отражение полученной информации в виде зрительных образов.

Особенностями высшей нервной деятельности человека являются следующие:

– развитая психическая деятельность;

– речь;

– способность к абстрактно-логическому мышлению.

И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.

Первая сигнальная система  обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы.

Вторая сигнальная система  появилась у человека в связи с развитием речи. Слово для человека является не сочетанием звуков, а выражением смысла слова, понятия. Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями. Первая и вторая сигнальные системы находятся в тесной взаимосвязи. Сигналы первой сигнальной системы поступают во вторую. Она начинает развиваться у детей к 5—7 месяцам первого года жизни.

И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах нервной системы. Он оценивал силу, уравновешенность и динамичность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).

На основе полученных данных были выявлены четыре типа нервной системы или темперамента:

- холерик,

- сангвиник,

- флегматик,

- меланхолик.

Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них. Оценка темперамента имеет значение при выборе характера профессиональной деятельности.

Видео по теме

https://www.youtube.com/watch?v=RDJwMVZkkzk

Для закрепления полученных знаний

  1. Прочитать параграфы
  2. Подготовить ответы на вопросы (устно)
  3. Выполнить тестовую работу (письменно) по теме «Психика и поведение человека»

А1. Инстинкт – это

1) генетически запрограммированное поведение

2) приобретенный в течение жизни опыт

3) поведение, обусловленное целенаправленным обучением

4) совокупность наследственных и приобретенных моделей поведения

 

А2. Входя в темную комнату, вы тянетесь к выключателю, находящемуся на привычном для вас месте. Это пример

1) безусловного рефлекса            

2) условного рефлекса

3) инстинктивного поведения      

4) видового рефлекса

 

А3. Если вы пугаетесь внезапного громкого сигнала автомобиля и отпрыгиваете в сторону – это пример

1) условного торможения                           

2) безусловного торможения

3) условного оборонительного рефлекса  

4) осознанного поступка

 

А4. Благодаря совокупности условных рефлексов у человека приобретается способность

1) кашлять при попадании в горло раздражающего предмета

2) отдергивать руку при уколе или ожоге

3) находить дорогу домой из любой точки города

4) удовлетворять свои физиологические потребности

 

А5. Безусловные рефлексы в отличие от условных рефлексов

1) наследуются                                

3) временные

2) индивидуальные                         

4) приобретенные

 

А6. Какой из указанных рефлексов сформировался при определяющем участии коры головного мозга?

1) слюноотделение в ответ на пищу           

2) коленный рефлекс

3) переворачивание младенца на животик 

4) улыбка ребенка при виде матери

 

А7. Постоянство внутренней среды организма поддерживается совокупностью

1) условных рефлексов

2) сочетанием условных и безусловных рефлексов

3) безусловно-рефлекторных реакций

4) только биохимических реакций

 

А8. Условные рефлексы не вырабатываются, если

1) отсутствует безусловный раздражитель

2) слишком часто повторяют процедуру обучения

3) ребенку меньше года

4) после достижения человеком 60-летнего возраста

 

А9. Укажите пример условного торможения

1) в ответ на удар боксер атакует соперника

2) невольник, проведший 40 лет в заключении, забыл родной язык

3) при виде любимой еды текут слюнки

4) горнолыжник после соревнований идет спать

 

А10. Важнейшая функция речи – это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обобщение и абстрактное мышление

4) выражение человеком своих потребностей

 

А11. Сновидения возникают в фазе

1) медленного сна                  

2) быстрого сна

3) постоянно, всю ночь          

4) только после ярких впечатлений

 

А12. Во время сна головной мозг спящего

1) периодически активен

2) постоянно активен

3) не реагирует на внешние раздражители

4) реагирует на любой раздражитель

 

А13. У активного футбольного болельщика во время матча происходит

1) полное расслабление организма                            

2) выделение адреналина

3) накопление молочной кислоты в мышцах   

4) выделение норадреналина

 

В1. Выберите характеристики безусловных рефлексов

1) характерны для конкретной особи

2) одинаково проявляются у всех представителей вида

3) обеспечивают приспособленность к разнообразным условиям среды

4) служат для удовлетворения естественных физиологических потребностей

5) существуют у всех представителей животного мира

6) центры рефлексов находятся в коре головного мозга

 

В2. Выберите примеры условных рефлексов

1) сосание материнской груди

2) чтение книги

3) кашель в ответ на раздражение

4) убегание от опасности

5) использование темных очков сварщиком

 

ВЗ. Установите последовательность этапов выработки условного слюноотделительного рефлекса на свет

A) зажигание лампочки

Б) выделение слюны в ответ на световой раздражитель

B) кормление с одновременным зажиганием лампочки

Г) образование временной связи

Д) выделение слюны в ответ на пищу

27.04.2020 – 1) Особенности размножения человека. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Беременность и роды.

                        2) Рост и развитие ребенка после рождения. Л.Р. №11 «Измерение массы и роста тела организма».

Тема 1. Особенности размножения человека. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Беременность и роды.

Вспомним:

Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. В природе существуют две формы размножения — бесполое и половое. При половом размножении участвуют два организма — материнский и отцовский. Человеку, как и большинству живых существ, свойственно половое размножение.

Что вы узнаете нового

половая система человека

Размножение человека — физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е. с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток — начало формирования нового индивида. Человеческий зародыш развивается в матке женщины во время беременности, которая длится 9 месяцев. В конце этого периода матка начинает самопроизвольно ритмически сокращаться, сокращения становятся все сильнее и чаще; амниотический мешок (плодный пузырь) разрывается и, наконец, через влагалище «изгоняется» зрелый плод — рождается ребенок. Вскоре отходит и плацента (послед). Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами.

Внутриутробное развитие организма человека начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка.

Половые клетки - гаметы женского и мужского типа с гаплоидным набором хромосом. Женская гамета - неподвижная яйцеклетка. Мужская гамета - сперматозоид.

1.jpg

Оплодотворение

Слияние сперматозоида и яйцеклетки (оплодотворение) происходит обычно в маточной трубе. Сперматозоиды попадают во влагалище во время полового акта, они самостоятельно продвигаются по женской половой системе и через 1,5—2 ч попадают в маточные трубы. При встрече с яйцеклеткой сперматозоид прикрепляется к ней, акросомальные ферменты растворяют её оболочки, и гаплоидное ядро сливается с ядром яйцеклетки.

После проникновения сперматозоида образуется оболочка, препятствующая проникновению в яйцеклетку других сперматозоидов. Образовавшаяся диплоидная зигота продвигается по направлению к матке и делится, в результате чего возникает комочек из мелких, внешне недифференцированных клеток. Зародыш в течение 4—5 дней спускается по маточной трубе в матку, несколько дней остаётся в ней и на 7-й день внедряется в её богатую кровеносными сосудами слизистую оболочку. В этот период продолжается деление клеток зародыша, вокруг него образуются зародышевые оболочки и происходит дифференцирование клеток в первичные ткани. Наружная зародышевая оболочка (хорион) несёт ворсинки, с помощью которых зародыш внедряется в слизистую оболочку стенки матки. На 9-й неделе внутриутробного развития образуется плацента (детское место) — дисковидный орган, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период беременности. С этого момента развивающийся организм называется плодом.

зародышевое развитие человека

Через плаценту устанавливается тесный контакт между кровеносными системами плода и матери: через тонкие стенки капилляров питательные вещества и кислород поступают из крови матери в кровь зародыша, одновременно в кровь матери переходят продукты жизнедеятельности плода. В плаценте вырабатываются некоторые гормоны, влияющие на организм матери. Продолжительность внутриутробного развития (беременности) у человека составляет девять месяцев (270—280 дней). Во время беременности под действием прогестерона происходит подготовка молочных желёз к выкармливанию ребёнка. К моменту рождения плод имеет рост 50-55 см и массу тела — 3000-3500 г.

Роды

По истечении срока внутриутробного развития плод изгоняется из матки в процессе родов. В подготовке и осуществлении родов участвуют центральная и периферическая нервные системы, гормоны и другие биологически активные вещества, нервно-мышечный аппарат самой матки.

Тема 2. Рост и развитие ребёнка после рождения. Л.р. №11 "Измерение массы и роста тела организма"

Послеродовое развитие организма человека
(постэмбриональный онтогенез)

Физиологи условно делят человеческую жизнь на большие возрастные периоды: детский — от рождения до начала периода полового созревания (примерно до 13 лет); подростковый — от начала полового созревания до 16 лет у девочек и до 18 лет у мальчиков; юношеский — до 25—26 лет; взрослый — до 40 лет у женщин и до 45 лет у мужчин; зрелый — до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин; пожилой — до 75 лет у женщин и мужчин; старческий — свыше 75 лет. Такая периодизация основана частично на биологических и частично на социальных признаках.

послеродовое развитие человека

Онтогенез человека заканчивается смертью. Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого гибель индивидуума как обособленной живой системы.

Видеоматериалы по теме

https://www.youtube.com/watch?v=UuIPa0BVVNo

https://www.youtube.com/watch?v=If5U_syK-yA

Для закрепления полученных знаний

  1. Прочитать параграфы
  2. Подготовить ответы на вопросы параграфов (устно)
  3. Выполните лабораторную работу          2.jpg
  4. Выполните проверочную работу 

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

 1. Женские половые железы называют...

А) яйцеклетками   Б) яичниками   В) плацентой

2. Мужскими половыми клетками являются...

А )семенники   Б) сперматозоид   В) яйцеклетки

3. Оплодотворенная яйцеклетка содержит только...

А) 23 хромосомы матери   Б) 46 хромосом матери       В) нет правильного ответа

4. Беременность - это процесс...

А) оплодотворения           Б) родов        В) внутриутробного вынашивания плода

5. Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки?

А) зародыш   Б) зигота   В) сперматозоид

6. Продуктами внешней секреции половых желез у мужчин являются:

А) сперматозоиды     Б) яйцеклетка    В) гормоны семенников

7. Младенец женского пола развивается при следующем сочетании половых хромосом:

А) XX       Б)  XY          В) YY

8. Оплодотворение яйцеклетки происходит:

А) В маточной трубе        Б) В яичнике     В) В матке

9. Обеспечение зародыша питательными веществами и кислородом осуществляется с помощью:

А) Плаценты       Б) Хориона         В) Амниона

 10. Имплантация и развитие зародыша происходит:

А) В маточной трубе     Б) В яичнике     В) В матке

 11. С первым криком у ребенка начинает активно функционировать:

A) Кровеносная система   Б) Пищеварительная система    B) Дыхательная система

12. Половое созревание начинается:

А) в юношеском периоде  Б) в грудном периоде В) в подростковом периоде Г) в раннем детстве

13. Вставьте  пропущенные  слова:

В половом размножении принимают участие мужской и женский организмы, вырабатывающие половые клетки:…..(А)  и......(Б), при слиянии которых образуется.......(В).

14. Какое инфекционное заболевание передается половым путем?

А)  туберкулез          Б)  коклюш         В)   сифилис            Г) дизентерия

18.05.2020.   1) Социальная и природная среда человека.

                       2) Окружающая среда и здоровье человека. 

1) Социальная и природная среда человека.

Сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлеж- иостью к миру живой природы, где действуют биологические законы. А его отличия от них определяются принадлежностью именно к человеческому обществу, где действуют законы общественные, социальные. При этом существование каждого человека, особенно в городе, всецело зависит от неисчислимого множества не только неродственных, но и совсем незнакомых ему людей, добывающих и поставляющих пищу, тепло, одежду, всё необходимое для жизни. Эта двойственность присуща только человеку, который представляет собой единственный на нашей планете биосоциальный вид.

Видеоматериал по теме урока

https://www.youtube.com/watch?v=3hZnZgdlfCo

2) Окружающая среда и здоровье человека.

Окружающая среда и здоровье человека тесно связаны. Экология и окружающая обстановка оказывают колоссальное воздействие на здоровье. Содержание в окружающей среде большого количества вредных веществ техногенного происхождения и неблагоприятных климатических условий, может ухудшать состояние человека.

Существует даже отдельное направление «экологических заболеваний». К ним может относиться:

  • химическая астма
  • киришский синдром (тяжелая аллергия, связанная с выбросами от производства белково-витаминных концентратов)
  • синдром тиккеров, который развивается у детей в зонах нефтеперерабатывающих производств
  • общая иммунная депрессия при интоксикации тяжелыми металлами
  • болезнь Юшко, связанная с действием на организм ребенка полихлорированных бифенилов

В России проблема окружающей среды занимает лидирующие позиции. Здоровье населения зачастую ухудшается из-за выброса вредных веществ в атмосферу. Токсичными веществами загрязняются реки, воздух, моря. Специальные правительственные программы, постоянно модернизируются и борются с этой глобальной проблемой. Но пока, на данный момент, около 100 крупнейших городов страдают нарушением экологической обстановки.

Видеоматериал по теме урока

https://www.youtube.com/watch?v=MA0v5EXL1Dg

Для закрепления полученных знаний

  1. Прочитать параграфы
  2. Ответить на вопросы параграфов (устно)